Транспортирующие машины — это устройства непрерывного транспорта, предназначенные для перемещения массовых насыпных и однородных штучных грузов. Классифицируются транспортирующие устройства по конструктивным признакам и форме несущего рабочего элемента: лента, ковш, винт, пластина, скребок. Также конвейеры, транспортеры, нории отличаются расположением тягового органа: горизонтальные, наклонные и вертикальные.
Установки непрерывного транспорта, подразделяются по способу осуществления передачи движения транспортируемого материала:
- механические установки;
- пневматические и гидравлические;
- гравитационные.
Транспортирующие установки
Механические установки непрерывной транспортировки, конвейеры (транспортеры) являются самыми популярными видами. Они могут быть ленточными, пластинчатыми, люлечными, скребковыми, ковшовыми, шнековыми (винтовыми) и прочими. Используется как напольное, так и подвесное оборудование. В свою очередь, напольный транспортер может быть стационарным и передвижным.
Самый распространенный тип механической транспортирующей машины — ленточный конвейер. К основным его преимуществам перед другими способами транспортировки относятся:
- значительная скорость движения ленты;
- относительно малое потребление энергии;
- качественная работа даже при длительном сроке эксплуатации.
Вертикальный ленточный или цепной конвейер с ковшами называют норией или ковшовым элеватором. Подъем материала осуществляется за счет непрерывного перемещения ковшей. Максимальная высота подъема не превышает 60 метров.
Устройство ленточного конвейера
Ленточное оборудование бывает передвижным, переносным, поворотным и стационарным. Стационарные поточные линии применяются при перемещении большого количества груза на расстояние до трех километров, а передвижные и переносные устройства — для небольшого количества грузов на расстояние до 20 метров.
Ленточное транспортирующее устройство состоит из рамы с роликами для скольжения ленты и перемещения груза, а также двух больших роликов-барабанов. Натяжной барабан закрепляется на подшипниковом узле и регулирует натяжение ленты. Приводной барабан со специальным валом закрепляется на противоположном конце конвейера и соединяется через редуктор с электродвигателем. Вращательное движение переданное от электродвигателя или мотор-редуктора к приводному барабану приводит в движение ленту транспортера.